Advertisement
Рубрики

Подписаться на рассылку

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Архивы


АРОМАТЕРАПИЯ. БАЗОВЫЙ КУРС
загрузка...

Разговорить кроху

Разговорить кроху
СЕГОДНЯ МЫ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ГОТОВЫ ПОНЯТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ ДОЛЬШЕ, ЧЕМ МЫ САМИ В ДЕТСТВЕ, ПОТОМУ ЧТО ПОДХОДИМ К СВОЕМУ ЧАДУ БОЛЕЕ ИНДИВИДУАЛЬНО. С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, СТАРАЕМСЯ ПОМОЧЬ ЕМУ РАЗВИВАТЬСЯ КАК МОЖНО ЛУЧШЕ И РАНЬШЕ. В ТОМ ЧИСЛЕ ВОВРЕМЯ ПОСТАВИТЬ ВСЕ ЗВУКИ И В ЦЕЛОМ РЕЧЬ. И ПОТОМУ НАРОВИМ ЧУТЬ ЛИ НЕ С ПЕЛЕНОК ОТВЕСТИ К ЛОГОПЕДУ. ТАК ВСЕ ЖЕ: ИДТИ К СПЕЦИАЛИСТУ ИЛИ ПОДОЖДАТЬ? РАЗБИРАЕМСЯ С ЛОГОПЕДОМ ОЛЬГОЙ МОНТЬЕВОЙ.
Для того чтобы развивать речь ре­бенка, нужно с ним как можно больше разговаривать, это зна­ют, кажется, все. А вот о том, как пра­вильно вести диалог с крохой, рассказала логопед.

ВСЕ ПОНИМАЕТ, НО НЕ ГОВОРИТ
— Ольга, понятно, что больше всего к ним приводят малышей с проблемами звукопроизношения. Но сейчас к нам обращается все больше родителей, у детей которых полное отсутствие речи. Почему ребенок не разговаривает?
— Причин очень много: и социальных, и психологических, и медицинских. Это может быть обусловлено, например, на­рушениями во время беременности или родов. Определенные заболевания, кото­рые ребенок перенес до года, дают такой результат.
В основном, родители приходят и рас­сказывают: он все понимает, но не гово­рит. Дает понять что-то своими жестами, звуками, звукоподражанием. Таких звуко­подражаний и своих маленьких слов мо­жет быть до десяти, что в три года не нор­ма, и здесь надо работать специалисту.
— К какому возрасту и при каких усло­виях такие дети начнут нормально го­ворить?
— При работе с логопедом речь фор­мируется довольно быстро. Словарный запас начинает пополняться уже через месяц. Если обратиться вовремя, к семи годам ребенок догоняет норму.
— Логопед знает какой-то секрет, кото­рого не знает мама, чтобы поставить, например, звук Р?
— Да, логопед работает по специаль­ным методикам, у него свой секрет, с помощью которого он помогает ребенку произносить звуки правильно. Логопед определяет причину, почему ребенок сам не может выговорить тот или иной звук, — это может быть механическое или функциональное нарушение.
Конкретно по звуку Р это может быть укороченная подъязычная связка — про­сто неготовность артикуляционного ап­парата. Логопед готовит артикуляцион­ный аппарат к произнесению звука и ставит этот звук.

НАКОПИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ
— Что родители могли бы делать дома сами, чтобы развивать, речь ребенка?>
— Говорите с ребенком. И во время бе­ременности, и сразу после родов. Уже в два месяца малышобязательно будет с вами общаться. Он вам отвечает через зрительный контакт, через мимику, че­рез язык тела: ручками, ножками. Рас­сказывайте, показывайте, что и для чего вы делаете. Собираетесь его кормить — проговаривайте: мы будем кушать, мы возьмем тарелку, положим в нее кашку, мама сварила кашку. Одеваете ребенка на прогулку — говорите: что вы делаете, откуда берете вещи, называйте предметы одежды.
Рассказывайте детские стихи, по­тешки, сказки, пойте колыбельную. Это намного лучше, чем если вы поставите запись — ребенок видит работу вашего артикуляционного аппарата. Почаще держите малыша на руках, чтобы он был близко к вашему лицу. Он видит, повто­ряет и подражает.
Читайте ему, играйте с ним и все про­говаривайте: какая игрушка, какой зайка пушистый, белый, большой, как он пры­гает, как он любит морковку. И обяза­тельно дожидайтесь ответа ребенка. Он непременно захочет вам что-то сказать.
Часто родители жалуются: а он не хо­чет говорить, ему хорошо одному, с са­мим собой. Малыш обязательно захочет откликнуться в игре, потому что до семи лет игровая деятельность — самое важ­ное. Это та деятельность, через которую он познает мир, пробует себя, примеря­ет какие-то роли. Он включится в игру и обязательно будет говорить.
— А что делать, если все это не помо­гает?
— Если есть какие-то функциональные или механические препятствия к тому, чтобы правильно произнести какой-то звук, то вам поможет логопед. И даже исключительно для своего спокойствия приведите ребенка в четыре года на об­следование. Специалист скажет, нужна ли вам помощь или нет, все ли хорошо.
Может быть, надо лишь подождать — у ребенка все в порядке, просто что-то не­множко задерживается, мы все индиви­дуальны. Некоторые детки накапливают слова и только потом выдают.
Даже когда я работаю над звукопроизношеннем, мало поставить звук, надо вве­сти его в речь. Чтобы ребенок его исполь­зовал, нужно довести это до автоматизма. Как мы ходим, как дышим — чтобы он так же чисто и легко произносил слова.
И одни дети каждое слово, которое мы научились говорить на занятии, тут же включают в свою речь. А некоторые, пока мы 50% материала не пройдем, не спешат использовать — у них накопительный эф­фект, зато потом выдают весь запас полностью. Но результат обязательно будет.


«БЕСПРОБЛЕМНЫЕ» БУКВЫ
— Вы очень хорошо рассказали. что надо делать. А чего делать не нужно?
— Сейчас такое время, что дети с само­го раннего возраста легко обращаются с техникой. И пусть это так и будет. Но па­раллельно пусть будет голос мамы, голос папы, игры, картинки и живое общение. Нельзя все перекладывать на телевизор.
Мы все хотим, чтобы ребенок был очень успешным, и иногда достаточно рано начинаем учить с ним буквы — что­бы потом ему было легче в школе. И нет проблем, если у него все получается. Но если ребенок не выговаривает какие-то звуки, родителям надо быть очень осто­рожными: вместо пользы это может при­нести проблемы.
Если малыш заменяет, например, тук Ш на С и говорит, допустим. «Сапка», «Суба». «миСутка», а вы учите букву Ш, то у него зрительный образ буквы Ш со­единяется с неправильным звуковым об­разом С. Потом он научится говорить Ш, но на письме будет ошибаться — писать «Сапка» и «Суба».
Поэтому учить буквы можно и нужно, но те, которые ребенок правильно выговаривает. У нас много таких слов, где от­сутствуют проблемные звуки, их можно учить.
После постановки звука, когда ребе­нок все нормально выговаривает, можно учить все буквы.

ЕСЛИ ЕСТЬ СОМНЕНИЯ
— Где искать логопеда?
— Обычно о логопеде задумывают­ся, когда ребенку три года. И к этому возрасту он уже пошел в детский сад. Узнайте, есть ли в вашем детском саду логопед, он обязательно обследует всех детей с трех лет. Если есть необходи­мость и ваша группа еще не обследо­вана, всегда можно попросить, чтобы логопед посмотрел вашего ребенка и проконсультировал вас.
Если в детском саду логопеда нет, об­ратитесь в поликлинику: записываетесь точно так же, как к любому врачу. Позво­ните по общему телефону, и вам скажут, в какой именно поликлинике есть лого­пед. Или можно заниматься с логопедом частным образом, телефоны хороших специалистов родители обычно переда­ют друг другу.
— И все-таки как вы считаете: нужно ли хотя бы раз показать ребенка лого­педу?
— Если есть какие-то сомнения — стоит. Если все прекрасно — то, конечно, нет.

ЛУЧШЕ ОБРАТИТЬСЯ К ЛОГОПЕДУ ДО 3 ЛЕТ, ЕСЛИ
* Ваш ребенок вообще не говорит до 3 лет. Или его речь значительно отстает от речи сверстников.
* Если до 3 лет ребенок не понимает обращенную к нему речь, не выполняет простые просьбы: покажи, принеси, дай, возьми.
* Если у ребенка возникают трудности с восприятием речи, когда он не видит губ говорящего. Например, вы повернулись к нему спиной и говорите, а он не реагирует. Нужна помощь специалистов, вас наверняка направят к лор-врачу и сурдопедагогу.

Подписка на рассылку

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Оставить комментарий